Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Причина интеллектуальной пассивности

В чем заключается причина «интеллектуальной пассивности»?

В Лаборатории психологии воспитания детей школьного возраста при Институте психологии АПН РСФСР решению этих вопросов было посвящено специальное исследование.

Несмотря на то, что данное исследование проведено только со школьниками I класса, ввиду важности вопроса изложим подробнее материалы этого исследования.

Нам удалось доказать, что многие из школьников, считающиеся неспособными или даже умственно отсталыми, на самом деле не являются таковыми. Проявляемая ими в учебной работе интеллектуальная пассивность, препятствующая им усваивать учебный материал и продвигаться в обучении, является результатом неправильного воспитания. Преодоление интеллектуальной пассивности дает ученику возможность хорошо учиться в обычных условиях школьного обучения.

Исследование основывалось на том положении, что психические особенности личности не являются врожденными, а формируются в процессе жизни и деятельности ребенка, следовательно, являются, в конечном счете, результатом воспитания. Соответственно этому было выдвинуто предположение, что и так называемая интеллектуальная пассивность, проявляется ли она в резко выраженной форме или не так ярко выражена, не представляет врожденной неспособности школьников, а является результатом неправильного воспитания и обучения детей.

Исходя из этого, изучение интеллектуальной пассивности проводилось путем экспериментально организованной системы учебно-воспитательных воздействий, направленных на ее преодоление. Эти эксперименты заключались в нахождении условий, вызывающих интеллектуальную активность у испытуемых детей. Эксперименты проводились с неуспевающими учениками первых классов.

Наблюдения над способами учебной работы учеников, проявляющих интеллектуальную пассивность в учебной деятельности, показали, что характерным для них является то, что они не выделяют собственно интеллектуальную задачу из ряда других задач, что эта интеллектуальная задача не выступает перед ними как задача, требующая для своего решения специфических интеллектуальных способов, и не побуждает их к активной интеллектуальной работе.

Первую серию экспериментов мы направили на преодоление у испытуемых отрицательного отношения к интеллектуальной деятельности, проявляемого ими в процессе учебной работы.

Поскольку интеллектуальная задача в условиях учебной работы не только не побуждала испытуемых детей к активной умственной деятельности, но даже, наоборот, часто вызывала у них отрицательное отношение, для преодоления этого явления учебную задачу включали в дидактическую игру, что изменяло у детей мотив их интеллектуальной деятельности.

Воспитание


28.02.2017
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.