Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Предупреждение появления недисциплинированности

В отношении учеников, отнесенных в эту группу, работа учителя по предупреждению появления недисциплинированности заключается, во-первых, в том, чтобы все даже самые незначительные конфликты и недоразумения были разрешены немедленно вслед за их возникновением. Необходимость очень быстрого реагирования учителя в этих случаях объясняется тем, что, раз возникнув, эти конфликты и недоразумения сразу же являются причиной появления неправильных отношений и отрицательных эмоций, которые развиваются и углубляются уже сами по себе. При этом первый повод для их возникновения может быть незначительным.

Во-вторых, пожалуй, наиболее важной стороной работы является исправление и изменение тех сторон личности школьника, его умений, знаний, отношений, которые могут послужить поводом к возникновению конфликтов и переживаний. Иногда речь может идти о менее значительных вещах, например, о недостаточной быстроте в работе, неумении, проявляемом в играх или в труде, пробелах в знаниях, препятствующих хорошей успеваемости. Однако бывают случаи, в которых приходится иметь дело уже с теми или иными чертами характера, качествами личности школьника. Но и в тех и в других случаях предупреждением появления недисциплинированности явится только та работа учителя, которая направлена на изменение школьника в данном направлении.

Совершенно естественно, что такая работа требует от учителя постоянного внимания к каждому школьнику, учет его настроения, переживаний, хорошее знание всех его особенностей,

Мы наблюдали многих учителей (I, II, IV, VII, IX классов) , которым удавалось добиться в своей работе предупреждения появления недисциплинированности при использовании указанных приемов. Тщательное изучение своих учеников, приводящее к хорошему знанию индивидуальных особенностей, настроений, переживаний и интересов, учет их возможностей, знаний и умений обусловливает у таких учителей применение методов воздействия, необходимых именно в данном случае. Постоянное и внимательное наблюдение за влиянием примененных воздействий на того или иного ученика и немедленное реагирование в случаях неадекватного влияния этого воздействия приводят к тому, что недисциплинированности, возникающей в связи с аффектами и отрицательными эмоциональными переживаниями, в классах у этих учителей не встречается.

В младших классах учителю этого легче добиться, так как через него, в основном, строятся отношения школьника к учению и школе и складываются взаимоотношения ребенка с отдельными товарищами и классным коллективом. При активной и целенаправленной воспитательной работе учитель может даже влиять и на взаимоотношения школьника в семье, во всяком случае, с той стороны, которая касается учебной деятельности. Начиная с V класса, работа классного руководителя осложняется тем, что ему нередко приходится налаживать отношения между учеником и остальными преподавателями этого класса.

Несмотря на трудность и сложность этой работы, каждый раз, когда учитель считает ее важной и активно ее осуществляет, она приводит к очень хорошим результатам. II подгруппу рассматриваемой нами группы недисциплинированных учеников образуют такие школьники, у которых неправильно сложившееся отношение к учению и школе влияет на поведение и обусловливает частые нарушения дисциплины. К числу таких учеников относятся те неуспевающие или недостаточно хорошо успевающие школьники, у которых с их успеваемостью не связано особых переживаний, но которые, тем не менее, именно из-за неправильно сложившегося отношения к учению проявляют недисциплинированное поведение. Главным образом, это те школьники, которые по тем или иным причинам вообще недостаточно интересуются школой и учением. Среди них имеются те, которые встретились в учении с непосильными трудностями, с которыми они не смогли справиться, или те, у которых почему-либо вообще не возник интерес к учению.

Эти ученики либо с самого начала обучения не включаются в школьную жизнь, либо, что случается чаще, постепенно перестают интересоваться учебными делами и школой вообще. К концу младшего школьного возраста и особенно в подростковом возрасте у таких учеников появляются, как правило, интересы, посторонние школе. Они начинают равнодушно относиться ко всем событиям школьной жизни, как бы выключаясь из нее. Это обстоятельство не может не сказаться на поведении школьников. Они игнорируют то, что делается в школе, становятся равнодушными к получаемым оценкам, не обращают внимания на замечания учителей и товарищей. Не принимая участия в работе класса, они часто на уроке занимаются тем делом, которое их увлекает и интересует гораздо больше, чем учение.

Воспитание


28.02.2017
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.