Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Первая группа недисциплинированных школьников

Общим для всех учеников, выделенных нами в первую группу, является зависимость их поведения от переживаний, аффектов, тех или иных взаимоотношений с людьми, от их отношения к деятельности. Они производят, как правило, впечатление школьников, не неумеющих, а не желающих вести себя хорошо, сознательно нарушающих дисциплину. Несмотря на то, что это впечатление не соответствует действительности и что часто, как мы увидим ниже, эти школьники действительно не в состоянии справиться со своими переживаниями, все же они принципиально отличаются от учеников, отнесенных нами ко второй группе, основной особенностью которых является именно неумение вести себя соответственно правилам и предъявляемым к ним требованиям.

В I подгруппу первой группы мы выделили таких учеников, недисциплинированное поведение которых вызывается аффектами и неприятными эмоциональными переживаниями. Эта подгруппа занимает среди недисциплинированных учеников очень большое место. Наличие у школьника отрицательных переживаний и аффектов является постоянным поводом для возникновения у него конфликтов с товарищами и учителями, так как обусловливает у этого ученика чрезмерную обидчивость, вспыльчивость, неадекватное реагирование и подобные явления, неизбежно ведущие к срывам поведения.

Самые различные причины могут вызывать у школьников неприятные эмоциональные переживания. Остановимся только на некоторых, наиболее часто встречающихся. В первую очередь следует указать на тех школьников, у которых тяжелые эмоциональные переживания возникают в связи с неуспехами в учении. Такие ученики встречаются чаще всего в средних и старших классах, хотя их можно найти также и в самых младших классах. Переживание своей плохой успеваемости и стремление к положению хорошего ученика, которого им почему-либо не удается достигнуть, часто вызывает у этих школьников чувство обиды, подозрение в несправедливости учителей.

Такие переживания легко могут привести и часто приводят к аффективным вспышкам и конфликтам с учителями и товарищами. Полученная низкая оценка или даже просто оценка ниже той, на которую школьники претендуют, легко вызывает у них срыв в поведении, выражающийся в агрессии, грубости, негативизме, в поступках, сознательно направленных на нарушение дисциплины.

Такую же реакцию часто вызывает у них указание учителей или товарищей на то, что они учатся недостаточно хорошо, или предъявление к ним требования повысить свою успеваемость.

Часто плохая и даже удовлетворительная, но недостаточно высокая успеваемость является источником конфликтов между родителями и школьниками. Не редки случаи, когда за плохую (или недостаточно высокую) оценку школьника наказывают, лишают удовольствия. Такое отношение родителей без учета возможностей школьника повысить успеваемость часто еще больше увеличивает переживание школьника. Ожидаемое дома наказание заставляет его еще сильнее реагировать на получение плохой оценки.

Воспитание


28.02.2017
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.