Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Интеллектуальная деятельность

Изменения, которые появились в интеллектуальной деятельности испытуемых, должны быть отнесены исключительно за счет того, что в эксперименте эта деятельность была включена в игровую ситуацию. Во-первых, надо отметить, что здесь никакого обучения не могло проводиться, так как занятия без игры и с игрой происходили в течение одного и того же эксперимента в один и тот же день, одно вслед за другим. Никаких объяснений ни со стороны учителя, ни со стороны экспериментатора между обоими занятиями не было; иногда эксперимент начинался с игры, иногда с занятий. Во-вторых, доказательством того, что именно игра и игровая ситуация явились в данном случае решающими в возбуждении активной интеллектуальной деятельности ребенка, может служить следующее: ребенок проявлял активную интеллектуальную деятельность при решении задач в игровых занятиях только в том случае, если он стремился выиграть и вообще был заинтересован данной игрой. В тех же случаях, когда ребенок не стремился к выигрышу, потому ли, что его вообще не привлекала данная игра, или потому, что ему не нравился выигрыш, его не удавалось заставить перейти к интеллектуальному способу решения задач, а это сразу сказывалось на возрастании количества ошибочных ответов.

Итак, в этой серии экспериментов — со счетом в игре — удалось вызвать интеллектуальную активность детей, выразившуюся в том, что они начали решать задачи, которые не могли решить в процессе учебных занятий. Включая в игровую ситуацию задачу, требующую от ребенка для ее решения интеллектуальной деятельности, удавалось снять отрицательные эмоции, имеющиеся у него к умственной работе, вызвать новые эмоции — положительные и добиться у этого ребенка активной мыслительной деятельности.

Однако активная умственная работа детей проявлялась пока еще только в игре. Когда во втором или третьем учебном занятии детям предлагали снова без игры решать такие же задачи, они опять проявляли черты «интеллектуальной пассивности», становились на обходной путь решения.

Продолжение экспериментов такого же типа привело к тому, что дети начали решать задачи интеллектуальным способом также и без игры. Некоторые дети делали мало ошибок уже к пятому занятию, другие — к шестому-седьмому.

Итак, та интеллектуальная деятельность ребенка при решении задач, которая была вызвана к жизни дидактической игрой и в первое время использовалась только в игре, довольно быстро становится достоянием ребенка, и он активно начинает ею пользоваться не только в игровых занятиях, но и при решении задач вне игры.

Таким образом, сняв отрицательные эмоции, имеющиеся у того или иного ребенка к интеллектуальной деятельности, мы создали условия для того, чтобы знакомые ребенку прежде, но не используемые им интеллектуальные знания и умения проявлялись, и он начинал ими пользоваться. Благодаря упражнению в игре ребенок прочно овладевал этими знаниями и умениями. Однако дальнейшее обучение интеллектуально-пассивных детей новым знаниям и умениям в процессе обычной работы класса все же оказалось невозможным, хотя у этих детей уже и появилось стремление к интеллектуальной деятельности.

Мы предположили, что те затруднения, которые теперь (после уничтожения отрицательного отношения к интеллектуальной деятельности) встали перед этими детьми, связаны были с недостатками, ранее возникшими в их умственной деятельности благодаря неправильному воспитанию.

Воспитание


28.02.2017
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.